В экономике знаний, переход к которой является одной из целей реализации Стратегии-2030, образование рассматривается не просто как процесс передачи знаний, а как создание новых знаний. Важную роль в этом играет знакомство с разными научными школами. Один из механизмов реализации этой цели — создание условий, при которых студенты в период обучения направляются для получения знаний в другие вузы за рубежом и внутри страны. Такую технологию, широко распространенную в образовательной среде, специалисты называют включенным обучением.

В законе «Об образовании в РФ» отдельные элементы включенного обучения регулируются разными статьями. Так, статья 28 гласит, что высшие учебные заведения наделены правом академической свободы, то есть могут самостоятельно выбирать вузы-партнеры. При этом в статье 34 для всех обучающихся прописана возможность освоить часть образовательной программы в другом университете. Кроме того, нововведением закона является статья 15, вводящая понятие сетевой формы реализации образовательных программ.

Разные вузы по-разному используют данное им право на академическую свободу. Чаще всего учебные заведения отправляют студентов в академический отпуск, во время которого те проходят обучение в зарубежном вузе. Однако его результаты фактически не засчитываются, а по возвращении обучающиеся должны освоить пропущенную часть курса. Это самая распространенная схема, применяемая в большинстве российских вузов.

Есть и другая модель: университет направляет студентов учиться за границу, но по возвращении все равно обязывает их сдать академическую разницу, связанную с несовпадением учебных планов российских и зарубежных вузов. Обе модели обусловлены жесткостью федеральных стандартов и, как следствие, опасением вузов не пройти аккредитацию.

На мой взгляд, описанная выше практика препятствует развитию академической мобильности. Представляется очень важным внедрить модель «включенного обучения», позволяющую студентам участвовать в нем без увеличения нагрузки и срока обучения. Именно такая схема действует в Санкт-Петербургском государственном университете, который на данный момент заключил более 350 договоров о сотрудничестве с различными вузами. Среди вузов-партнеров, с которыми СПбГУ осуществляет студенческий обмен, ведущие университеты Европы и США, а также Австралии, Японии, КНР и других стран.

При этом для сотрудничества мы выбираем те вузы, обучение в которых соотносится с требованиями собственного образовательного стандарта СПбГУ. Такой тщательный отбор позволяет гарантировать, что и во время учебы за границей наши студенты смогут получить компетенции, предусмотренные учебным планом. Поэтому в Университете установлено правило о перезачете «зарубежного» периода обучения: по возвращении студенты могут прослушать пропущенные курсы, но сдавать дополнительную сессию им не нужно.

Впрочем, «перезачет» обучения гарантируется и в том случае, если студент выиграл конкурс или грант на обучение в вузе, который не является нашим партнером, но входит в Топ-300 Академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), Всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира «Таймс» (The Times Higher Education World University Rankings), т. е. Россия признает обучение там эквивалентным получению диплома в отечественном вузе.

Отмечу, что только в 2014/15 учебном году включенное обучение в зарубежных вузах прошли более 650 наших студентов. Полагаю, что этой моделью могут воспользоваться все вузы, наделенные правом утверждения собственного образовательного стандарта. Что касается учебных заведений, работающих по федеральному стандарту, необходимо с учетом особенностей академической мобильности сделать часть учебных планов гибкой, вариативной.

Выбранная Университетом технология включенного обучения является эффективной благодаря открытым студенческим конкурсам на обучение за рубежом. Так, в СПбГУ дважды в год объявляется конкурс, в котором могут принять участие все желающие. Критериями отбора являются наличие языковых компетенций, хорошая успеваемость и корректный выбор программы (важно, чтобы она максимально совпадала с теми компетенциями, которые студент должен освоить за оставшийся период обучения). Таким образом, мы содействуем наиболее эффективному освоению ребятами образовательных программ за рубежом.

Бесспорно, очень важным является вопрос финансовой поддержки таких поездок. Одним из самых действенных инструментов является создание университетского эндаумент-фонда. В СПбГУ использование средств данного фонда позволяет, в частности, направлять студентов, обучающихся  по направлению «Менеджмент», на один семестр в зарубежные вузы. Причем в их числе не только европейские учебные заведения, но и университеты Бразилии, Канады, Сингапура, Республики Корея и других стран.

Однако если власти Петербурга заинтересованы в повышении качества высшего образования, они могут предусмотреть бюджетное финансирование студенческих поездок в те регионы, сотрудничество с которыми является перспективным для города. Полагаю, что при реализации Стратегии-2030 стоит рассмотреть возможность, помимо присуждения обучающимся стипендий президента РФ, Правительства РФ, правительства Санкт-Петербурга и персональных стипендий им. А. И. Солженицына, Е. Т. Гайдара, Д. С. Лихачева, А. А. Собчака и др., проводить также открытые конкурсы на обучение за рубежом.