Советская модель активного сотрудничества вузов с организациями-работодателями была фактически разрушена в 1990-е годы. В это непростое время учебные заведения стремились предложить студентам как можно больше платных образовательных услуг, не заботясь о том, будут ли выпускники через несколько лет востребованы на рынке труда. По сути, спрос на те или иные образовательные программы диктовала интуиция абитуриентов и их родителей — они выбирали направление обучения, основываясь на собственном представлении о том, что человеку с дипломом, например, юриста будет легко найти работу. Именно это привело к буму экономического, юридического и языкового образования в те годы.

Однако ситуация меняется, и сегодня образовательным учреждениям и работодателям следует возобновлять тесную кооперацию. Отмечу, что успех этого процесса во многом зависит от экономического климата, характерного для того или иного субъекта федерации. Так, в инвестиционно привлекательных регионах активно развивается производство, а значит, множество работодателей заинтересованы в сотрудниках, имеющих среднее или высшее образование. В этом смысле разработка Стратегии-2030 стала очень важным шагом для Санкт-Петербурга — обозначив ключевые точки роста, город во многом предопределил перспективы дальнейшего развития секторальных работодателей. И теперь сами вузы должны задуматься о том, как выстраивать с ними отношения.

К сожалению, научно-производственный потенциал, заложенный в Петербурге в советское время, сегодня фактически не развивается. Бесспорно, город тратит немало усилий на развитие туристической отрасли, однако создание реального наукоемкого производства — это то, что позволит Северной столице вернуть свои позиции в научно-технической сфере и в долгосрочной перспективе получить гораздо более значительные преимущества.

Очень важно при этом учитывать запрос работодателя, ведь если он заранее не будет формулировать нужные навыки и компетенции выпускников, то через 4–6 лет не получит на выходе того специалиста, который ему требуется. Периодически проблеме подготовки кадров уделяется определенное внимание на разных площадках, например таких как Петербургский международный инновационный форум. Однако в этом вопросе важна долгосрочная структурированная работа по созданию условий для регулярного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей.

Например, следует проводить тематические мероприятия, где вузы и работодатели — представители определенных отраслей производства и экономики — могли бы обсудить конкретные механизмы участия компаний в подготовке специалистов. Я убеждена, что это поможет перейти от постановки проблемы «специалисты, выпускаемые вузами, нам не подходят» к реальным мерам по ее решению. Площадки для подобного взаимодействия могли бы предоставлять сами вузы, но участие в информировании о таких мероприятиях, безусловно, должны принимать и власти города, и общественные организации работодателей – «Деловая Россия», союзы предпринимателей и т. д.

Параллельно над формированием системы эффективного взаимодействия с работодателями трудятся и вузы. Так, в состав учебно-методических комиссий СПбГУ уже несколько лет входят первые лица крупных компаний, авторитетные профессионалы в своей области. Кроме того, Университет привлекает работодателей не только к работе государственных аттестационных комиссий, но и советов образовательных программ (попечительских советов), конкурсных (кадровых) комиссий, учебно-методических комиссий, а также активно заключает договоры о студенческих практиках и разрабатывает совместные магистерские программы с ведущими организациями.

Наконец, СПбГУ приступил к очередному этапу реализации проекта «Открытый университет», являющегося частью Программы развития СПбГУ. Темы выпускных квалификационных работ, защита которых состоится в 2016 году, будут согласовываться с работодателями, а новые темы работ, запланированных к защите в 2017 и последующих годах, студенты будут выбирать только из предложенного работодателями перечня. При этом студенты, имеющие хорошую успеваемость, и подтвердившие свой интерес к работе в определенной сфере, смогут самостоятельно предложить тему своего исследования.

Важное нововведение – у работодателей появляется возможность ознакомиться со всеми результатами исследований обучающихся Университета. Все работы будут размещены в открытом доступе еще до защиты (что принципиально отличается от существующего требования размещать тексты ВКР после защиты), и любой работодатель, даже не входящий в состав ГАК, сможет узнать, как прорабатывалась та или иная тема, и специалисты какого уровня были подготовлены Университетом.

Мы надеемся, что работодатели активно включатся в проект «Открытый университет», и разговоры о том, что высшая школа готовит не «тех» специалистов и не «так» не будут иметь под собой никакого основания.